Риски двойного экспорта: как избежать штрафов при неправильной маршрутизации груза из Китая - LChina

Бесплатный звонок:

8 (800) 300-37-63
понедельник-пятница
с 9:00 до 18:00 по Москве
info@lchina.ru

Риски двойного экспорта: как избежать штрафов при неправильной маршрутизации груза из Китая

Оптовые закупки товаров в Китае – перспективный бизнес, который и дальше будет активно развиваться. В стране производится практически все: от одежды и цифровой техники до сложного медицинского и станочного оборудования. При этом китайские товары давно перестали ассоциироваться с дешевым ширпотребом. С введением стандартизации их качество значительно улучшилось. По дизайну, функциональным возможностям, долговечности они не уступают многим известным зарубежным брендам, а стоят намного дешевле, что повышает их конкурентоспособность и повышает спрос на них на отечественном рынке. Но перевозки из КНР связаны с рядом рисков, которые могут снизить прибыль и привести к незапланированным расходам. Одна из таких незапланированных статей касается товаров «двойного назначения», для перевозки которых требуется специальное разрешение.

«Двойной экспорт» и правила провоза

К этой категории относятся технологии и товары, которые могут использоваться в гражданских и военных целях, для разработки оружия. С 2024 года, для обеспечения собственной безопасности, Китай усилил контроль их вывоза за пределы страны и ввел лицензирование:

  • электронные микросхемы и компоненты;
  • материалы ядерной промышленности;
  • компьютеры, средства телекоммуникации;
  • химические вещества и токсины;
  • микроорганизмы и бактерии и другие.

Для их перевозки поставщик должен предоставить подробную информацию о конечном получателе продукта. Это значит, что для их перевозки нужно получить специальное разрешение от Министерства коммерции, которое может быть выдано в единовременном порядке или быть генеральным.

Срок действия единовременной лицензии ограничивается одним годом. Она выдается для доставки определенного объема товаров одному получателю. Генеральную лицензию министерство выдает на 3 года. В ней также указывается максимально допустимый объем, но уже для нескольких получателей. Требования распространяются на все организации, экспортирующие и импортирующие товары. Любые нарушения влекут за собой штрафы и санкции, и лицензию придется оформлять снова. А это дополнительная трата времени и денег. В некоторых случаях поставщик может получить экспортный сертификат, но перед каждой отправкой он должен отчитываться в Министерстве.

Какие еще проблемы могут возникнуть при доставке из Китая

Сбои в поставках могут возникнуть на любом этапе: от выкупа до транспортировки груза. Иногда причиной санкций, штрафов и незапланированных расходов из-за простоев является глобальная экономическая ситуация, иногда – отсутствие опыта и собственные ошибки, или халатность конкретного продавца. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Еще одна статья расходов и потерь при международных перевозках – ошибки таможенного оформления. Они могут привести к задержке, аресту или конфискации груза, наложением штрафов за несоблюдение правил или ограничений. Одна из самых распространенных ошибок, часто допускаемая новичками – это недостоверные сведения о содержимом груза. Чтобы не допустить подобных просчетов, нужно изучить требования и нормы, касающиеся вашего типа груза, подготовить пакет документов для таможни, правильно определить код ТН ВЭД, вовремя оплатить пошлины и сборы. Для провоза большинства товаров из Китая в РФ требуются сертификаты. Если они отсутствуют у производителя, проводится независимая экспертиза с выполнением лабораторных тестов и визуального контроля для проверки безопасности и соответствия товаров международным и российским стандартам.

Задержки в пути – это меньшая из бед при оптовых закупках в Китае. Гораздо хуже, когда уже после доставки в Россию выясняется, что пришел бракованный или не тот товар. Обычно эта ситуация возникает при заказе напрямую с заводов, без личного представителя и посредника в КНР.

Риски при перевозках без документов

Нередко дополнительные расходы возникают при карго-доставке. С одной стороны, эта схема кажется более выгодной для небольших или сборных грузов. Но, фактически, эта та же частично легализованная контрабанда. Если вы возите товары таким образом и продаете их на рынке, в магазине или через интернет, без декларирования, это чревато штрафами и дополнительными налогами. В первую очередь, на всю сумму проданных товаров вам насчитают НДС в размере 20% за три года, так как у вас не будет документального подтверждения его покупки. А значит, вся сумма зачтется в доход. Добавьте сюда еще штраф 30% за неуплату НДС и пеню. А если размер дохода за три года составит более 2,25 миллионов рублей, это грозит уже уголовной ответственностью.

С 2021 в России введен учет прослеживаемых товаров. Уже с 2026 года за отсутствие электронных подтверждений их происхождения предприниматели и юридические лица будут штрафоваться. Эта система охватывает страны ЕЭС, и направлена на борьбу с перевозками контрафакта и защиту интересов собственных производителей. Она касается:

  • холодильников, морозильников, тепловых насосов;
  • тяжелой строительной техники (погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов);
  • мониторов, проекторов, телевизоров;
  • детских колясок и автокресел;
  • электроники и другой продукции.

Каждой партии отслеживаемого товара присваивается регистрационный номер (РНПТ) при пересечении таможни. Она снимается с электронного учета только при продаже физическим лицам в России, выбытии из страны, утилизации, конфискации, списанию при инвентаризации или передаче в производство для изготовления другого товара, не относящегося к прослеживаемым. За некорректное отражение данных о товаре предусмотрен штраф:

  • до 30 тысяч рублей для предпринимателей;
  • до 100 тысяч – для компаний.

При белой доставке с оформлением полного пакета документов таких проблем не возникает, а вот при карго получить РНПТ невозможно. Что делать в такой ситуации?

  1. Не игнорировать правила и пользоваться только официальной доставкой. Но это тоже не всегда удобно из-за некоторых ограничений.
  2. Покупать в Китае не готовые товары, а комплектующие со сборкой на территории РФ.
  3. Правильно оформить документы на перевозку и приход товара.

Какие еще проблемы могут возникнуть при «серой» схеме доставки без всех официальных документов?

  • Повреждение груза. При карго-доставке товары часто перегружаются в разных точках маршрута, что может привести к их повреждению без качественной упаковки.
  • Задержки в пути. В среднем грузы находятся в дороге до 25 дней, но из-за форс-мажоров не исключены длительные задержки.
  • Утрата или конфискация товаров. Это происходит не часто, но такой риск есть всегда. Наша компания страхует грузы и выплачивает компенсацию клиентам, но так делают далеко не все перевозчики.
  • Наложение штрафных санкций за отсутствие сертификатов и деклараций.
  • Штрафы за нарушение правил торговли и несоблюдение регламентов доставки.

Почему, несмотря на серьезные риски, многие предприниматели продолжают возить товары по «серой схеме»? Это в два-три раза быстрее, чем с официальным оформлением, что актуально для малого бизнеса, которому важна быстрая оборачиваемость денежных средств. Привезя новый товар раньше других, можно опередить конкурентов и заработать больше. И еще экономится много времени на заполнение деклараций, уплату пошлин и другие формальности. При карго доставке с оплатой на расчетный счет поставщик предоставляет договор и накладную торг-12 для отчета перед налоговой и подтверждения происхождения товара. При этом нет необходимости заполнения деклараций и сертификатов.

Как избежать штрафов и санкций

Чтобы ввести грузы легально и без рисков, нужны следующие документы:

  • Инвойс с печатью организации-продавца, оформленный на официальном бланке поставщика. Этот платежный документ доказывает факт сделки.
  • Упаковочный лист с перечнем товаров, где указан их точный вес и другие характеристики.
  • Договор купли-продажи, торг-12, счет-фактура для заказов с НДС, эти документы необходимы для бухгалтерии, чтобы поставить товар на приход, кроме привоза под свой контракт.
  • Сертификаты и декларации, подтверждающие соответствие тех-регламентам и безопасность товара.
  • Декларация на товар (ДТ) – главный документ, подтверждающий законное пересечение границы. На его основании происходит возврат НДС.

На отдельные категории грузов могут потребоваться разрешения санитарно-карантинный контроля (чай), свидетельства о государственной регистрации (они обязательно должны быть у детских товаров).Для прохождения сертификации нужно определить коды ТН ВЭД и ТР ТС, организовать предварительный ввоз образцов с тестами лабораторий и протоколами испытаний, пройти регистрацию.

Возить грузы из Китая официально и безопасно сложно, но возможно. Если у вас нет соответствующего опыта, вы рискуете потерять деньги или товар, получить штраф из-за ошибок при оформлении или «нарваться» на мошенника, который продаст вам некачественный товар. Таких ситуаций много. Чтобы их избежать, рекомендуем обратиться к опытному посреднику. Наша компания возьмет на себя все формальности по оптовой закупке и доставке. Подберем и проверим поставщика, проведем переговоры, выкупим товары. Организуем их выкуп и быструю доставку. Оформим все необходимые документы «под ключ», проведем таможенную очистку и доставим груз в целостности в конечный пункт в согласованные сроки. Свяжитесь с нами прямо сейчас, мы подберем оптимальный вариант и рассчитаем стоимость доставки!

Блог

Рассчитать стоимость доставки из Китая

Заполните форму, и наш менеджер Вас проконсультирует

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.